Мое восприятие поэзии И.А. Бунина

     Твой труд переживет тебя, поэт,
     Переживут творца его творенья,
     Живого не утратит выраженья
     С тебя когда-то списанный портрет.
     И. Бунин
     Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя — лауреата Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука — все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи — это страстная тяга к совершенству, к счастью на земле.
     Я где-то читал, что Бунин мечтал стать вторым Пушкиным или Жуковским. В стихотворении «Эпитафия», на мой взгляд, четко видна традиционная духовная связь Бунина с этими великими мастерами стиха:
     Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
     Где только ветер веет в полусне,
     Все говорит о счастье и весне.
     
     Сонет любви на старом мавзолее
     Звучит бессмертной грустью обо мне,
     А небеса синеют вдоль аллеи.
     По философской насыщенности это стихотворение Бунина роднится с лучшими образцами философской лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Баратынского.
     Особое место в поэзии Бунина занимает описание родной природы. Очень точно, мне кажется, подметил особенность Бунина-живописца М. Горький: «Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном». Нравится мне, как отозвался о таком Бунине Г. Адамович: «... один из последних лучей какого-то чудного русского дня».
     Удивительное чувство красоты природы и человеческой души И. Бунин вынес из своего детства, которое прошло среди орловских лесов и полей. Картины и сюжеты этого сказочно красивого русского края вошли во многие его стихи и прозу. Даже когда в стихах Бунина не присутствует человек, его родство с пейзажем четко ощущается:
     Тепло и влажный блеск.
     Запахли медом ржи,
     На солнце бархатом пшеницы отливают,
     И в зелени ветвей, в березах у межи,
     Беспечно иволги болтают.
     Уже в ранних стихотворениях Бунина проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжетов, красочные эпитеты, щемящее лирическое чувство. Бунин, словно чародей, завораживает своего читателя, поражая его воображение слиянием человеческой души и природы:
     Вон радуга... Весело жить.
     И весело думать о небе,
     О солнце, о зреющем хлебе
     И счастьем простым дорожить...
     Поэт обращает внимание читателя на то, мимо чего он мог беспечно пройти, не заметив:
     О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
     А счастье всюду. Может быть, оно —
     Вот этот сад осенний за сараем
     И чистый воздух, льющийся в окно.
     Пристально вглядывается Бунин в настоящее и прошлое России. Итогом его философской лирики становятся признаки краткости человеческого существования на земле. Человек и космос притягивают его воображение, рождают смелые мысли:
     Сажусь на камень теплого балкона.
     Он озарен могильно, — бледный свет
     Возьмет от звезд. Не слышно даже звона
     Ночных цикад... Да, в мире жизни нет.
     Есть только Бог над горными огнями,
     Есть только он, несметный, ветхий днями.
     По-моему, способность соединять в своем сознании обыденное и высокое — отличительная черта большого таланта.
     Как всякий русский поэт, Бунин не миновал в своем творчестве мотивов одиночества, ностальгических настроений. Видимо, наша родина так просторна и грустна в своем почти космическом пейзаже, что болезненные чувства одиночества в будущем, прошлом и настоящем посещают русских поэтов независимо от внешних влияний. Я думаю, что и без эмиграции, со всеми ее чувственными символами, Бунин был бы горестно влюблен в свое «одиночество» посреди «русского космоса». Физическая разлука с родиной только более оформила эти чувства:
     Золотой недвижный свет
     До постели лег.
     Никого в подлунной нет,
     Только я да Бог.
     Знает только он мою
     Мертвую печаль,
     То, что я от всех таю...
     Холод, блеск, мистраль.
     Но и в эмиграции поэт сохранил свой чудесный — бунинский — русский язык, глубокое уважение к родному слову. В поэзии Бунин всегда и везде ценил философскую наполненность, ясность и благородство устремлений.
     Известно, что в последние годы жизни Бунин почти не писал стихов, но зато его проза становилась все поэтичнее. Высокой поэзией пропитаны такие его прозаические вещи, как «Лика», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева». В «Жизнь Арсеньева», по-моему, вошли все поэтические мироощущения Бунина, поэтому об этом произведении и говорят, что оно написано как бы ни о чем. На самом деле — это страстное желание Бунина излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось ему повидать в этом мире любви, ненависти и разлуки. Задача — явно поэтическая.
     И все же самое главное место в поэтическом творчестве Бунина занимает тема Родины:
     Бесцветный запах чист — жди к полночи мороза.
     И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
     В дурмане голубом дымящего навоза,
     В серебряной пыли туманно-ярких звезд.
     Поэты всегда немножечко горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества, поэтому Бунин для меня прежде всего поэт, который занимает свое достойное место в русской классической поэзии.